МАОУ "СОШ № 31" г. Калининграда
Калининград
  • Психолого-педагогические классы

           В последние годы перед системой образования стоит задача возрождения интереса молодежи к педагогической профессии и привлечения на педагогические специальности наиболее мотивированных и подготовленных абитуриентов. С введением в 2022/2023 учебном году профильного обучения в Донецкой Народной Республики, решать эту задачу стало возможно, начиная с третьей ступени общего среднего образования.

          Такой интерес к психолого-педагогическим классам, с одной стороны, говорит о том, что идея профильной педагогической подготовки нашла поддержку со стороны учащихся, их родителей и педагогов, с другой –отражает результат масштабной научно-методической и организационной работы, которую развернули областные вузы, учреждения общего среднего образования, управления образования.

          Одной из главных проблем старшеклассников есть и остается, выбор деятельности, которая в будущем может обеспечить профессиональный рост

    и реализацию жизненных планов. Однако не все могут сделать правильный

    выбор, зачастую некоторые стремятся выбрать профессию, которая приносит

    большой доход, или которая считается престижной в обществе, но остается

    вопрос, сможет ли старшеклассник, реализовать себя в этой специальности?

    Многие из них не задумываются о том, что в процессе обучения могут разочароваться, а обучаться ради того, что бы получить диплом, это не самая

    хорошая сторона решения. Кто-то в своём решении полагается на интуицию,

    размышляя, что эта профессия точно мне подойдет. Есть те, у кого в приоритете стоит мнение родителей или мнение друга.

          Опираясь на выше сказанное, мы можем сделать такой вывод, что на сегодняшний день, старшеклассники мало проинформированы о профессиях, которые есть в настоящее время и востребованы на рынке труда. Отсутствие у старшеклассников опыта и проверки своих склонностей, в какой либо профессиональной деятельности порождает у них трудности, как при выборе профессионального пути, так и его реализации. Именно поэтому старшеклассники нуждаются в руководстве и помощи специалистов по вопросам профориентации.

          Однако прежде чем помогать старшекласснику в профессиональном самоопределении, необходимо осознать цель и смысл оказания помощи. Помимо этого должны быть ясные представления перспектив и ограничений

    развития личности в зависимости от выбора профессии и дальнейшего профессионального образования. Недостаточно просто дать рекомендации

    старшекласснику нужно обеспечивать для него условия, которые будут стимулировать его развиваться, и в конечном итоге обучающийся сам сможет

    взять на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор.

          Подвести каждого обучающегося к профессиональному самоопределению и сознательному выбору трудового жизненного пути возможно только в процессе профориентационной работы и на занятиях в психолого-педагогических классов. В то же время профориентация может, осуществляться через реализацию следующих подходов:

    1. Деятельностный подход. В данном подходе, деятельность является – основой, условием и средством профессионального самоопределения и развития старшеклассников;
    2. Активизирующий подход. В данном подходе обучающийся является субъектом собственного профессионального самоопределения и развития;
    3. Развивающий подход. Тут происходит смена оказания помощи в конкретном профессиональном выборе на развитие тех качеств и умений, которые дают возможность в будущем самостоятельно строить и корректировать свой выбор с учетом изменений ситуации;
    4. Психологический подход. Данный подход предполагает построение профориентационной работы на основе психологических знаний о закономерностях процесса профессионального самоопределения и развития, о методах исследования личности и о методах коррекции личности;
    5. Возрастной подход. Происходит реализация профориентационной работы с учетом возрастного периода развития человека.

         К тому же, выбор своей дальнейшей деятельности, в значительной степени определяется психологической готовностью старшеклассника к выбору профессии, а формирование такой готовности как раз и является одной из главных задач психолого-педагогического сопровождения.

        Если говорить о психолого-педагогическом сопровождении, то, по-мнению Э.М. Александровской - это особый вид помощи обучающемуся, технология, предназначенная для оказания помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем, или в их предупреждении в условиях образовательного процесса [4].

        М.Р. Битянова считает, что психолого-педагогическое сопровождение это система профессиональной деятельности психолога, направленная на успешное обучение и психологическое развитие ребенка в ситуациях взаимодействия [35].

       Целью данного сопровождения является создание социально- психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения [3].

    Теперь, рассмотрим, какие задачи решаются в ходе психолого- педагогического сопровождения[3]:

    1. Осуществление мониторинга развития индивидуально- личностных характеристик ребенка;
    2. Помощь / содействие ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации:
    • учебные трудности;
    • проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута;
    • нарушения эмоционально-волевой сферы;
    • проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами или родителями.
    1. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении;
    2. Формирование способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению.

         Практико- ориентированной задачей сопровождения становится внесение в образовательный процесс средств, помогающих раскрытию личности в различных видах деятельности, вхождение обучающегося в сложноорганизованное широкое социокультурное соответственно, восприятия им окружающего мира собственных ценностей. Если говорить о психолого-педагогическом сопровождении, то в профессиональном сопровождении старшеклассников присутствовать такие направления как [1, с. 868- 871]:

    • создание условий, которые будут способствовать формированию у старшеклассников реального представления о своей личности, жизненных ценностях, способностях и возможностях;
    • обучение старшеклассников способам самоанализа в решении проблемных ситуаций;
    • объединение образовательного процесса с практикой профессионального самоопределения старшеклассников;
    • организация индивидуальных маршрутов профильной подготовки старшеклассников с учетом их профессионального самоопределения;
    • консолидация школы с высшими учебными заведениями.

        Следовательно, можем сделать вывод, что психолого-педагогическое сопровождение это деятельность, которая направленна на решение индивидуальных проблем, а так же способствующая успешному профессиональному самоопределению и личностному становлению обучающегося.

         На занятиях в профильных классах обучающиеся вникают в темы, актуализирующие поиск ответов на ряд вопросов: Что такое педагогическая

    профессия? Каково ее место в мире других профессий? Что такое педагогическая деятельность? Какие требования предъявляются к учителю?

    Какими качествами должен обладать учитель? Есть ли у меня нужные профессионально важные качества? Что необходимо сделать, чтобы развить эти качества? Могу ли я уже сегодня попробовать себя в роли учителя? и др.    

         В числе приоритетных мотивов посещения психолого-педагогических классов:

    • возможность популяризации педагогической профессии,

    • возможность делиться со старшеклассниками своим педагогическим

    опытом,

    • возможность повлиять на решение старшеклассников связать свою

    жизнь с педагогической профессией и др.

          Подавляющее большинство учащихся (82 %) единодушны во мнении, что

    занятия в психолого-педагогических классах полезны для личностного развития, не зависимо от того, планирует выпускник связать свою жизнь с профессией педагога или нет.

          Таким образом, школа находится в постоянном поиске инновационных

    форм ориентации молодежи на педагогическую профессию.

    2023/2024 учебный год станет ещё более ответственным, так как в текущем году состоялось открытие первых психолого-педагогических классов в Донецкой Народной Республике.

    Мы, безусловно, находимся пока на этапе мониторинга и осмысления возможностей, которые происходят на данный момент. Однако, уже сейчас можно однозначно утверждать, что обучение в психолого-педагогических классах создает предпосылки для успешного приобретения будущими педагогами не только профессиональных компетенций, но и широкого спектра личностных, социально значимых компетенций. Школа и в дальнейшем будет совершенствовать работу по привлечению в педагогическую профессию лучших и мотивированныхобучающихся

    Приказ о зачислении обучающихся в предпрофильные классы МАОУ СОШ № 31

    Положение о психолого-педагогических классов

    Приказ об организации психолого-педагогического класса

    Учебный план

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie