В последние годы перед системой образования стоит задача возрождения интереса молодежи к педагогической профессии и привлечения на педагогические специальности наиболее мотивированных и подготовленных абитуриентов. С введением в 2022/2023 учебном году профильного обучения в Донецкой Народной Республики, решать эту задачу стало возможно, начиная с третьей ступени общего среднего образования.
Такой интерес к психолого-педагогическим классам, с одной стороны, говорит о том, что идея профильной педагогической подготовки нашла поддержку со стороны учащихся, их родителей и педагогов, с другой –отражает результат масштабной научно-методической и организационной работы, которую развернули областные вузы, учреждения общего среднего образования, управления образования.
Одной из главных проблем старшеклассников есть и остается, выбор деятельности, которая в будущем может обеспечить профессиональный рост
и реализацию жизненных планов. Однако не все могут сделать правильный
выбор, зачастую некоторые стремятся выбрать профессию, которая приносит
большой доход, или которая считается престижной в обществе, но остается
вопрос, сможет ли старшеклассник, реализовать себя в этой специальности?
Многие из них не задумываются о том, что в процессе обучения могут разочароваться, а обучаться ради того, что бы получить диплом, это не самая
хорошая сторона решения. Кто-то в своём решении полагается на интуицию,
размышляя, что эта профессия точно мне подойдет. Есть те, у кого в приоритете стоит мнение родителей или мнение друга.
Опираясь на выше сказанное, мы можем сделать такой вывод, что на сегодняшний день, старшеклассники мало проинформированы о профессиях, которые есть в настоящее время и востребованы на рынке труда. Отсутствие у старшеклассников опыта и проверки своих склонностей, в какой либо профессиональной деятельности порождает у них трудности, как при выборе профессионального пути, так и его реализации. Именно поэтому старшеклассники нуждаются в руководстве и помощи специалистов по вопросам профориентации.
Однако прежде чем помогать старшекласснику в профессиональном самоопределении, необходимо осознать цель и смысл оказания помощи. Помимо этого должны быть ясные представления перспектив и ограничений
развития личности в зависимости от выбора профессии и дальнейшего профессионального образования. Недостаточно просто дать рекомендации
старшекласснику нужно обеспечивать для него условия, которые будут стимулировать его развиваться, и в конечном итоге обучающийся сам сможет
взять на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор.
Подвести каждого обучающегося к профессиональному самоопределению и сознательному выбору трудового жизненного пути возможно только в процессе профориентационной работы и на занятиях в психолого-педагогических классов. В то же время профориентация может, осуществляться через реализацию следующих подходов:
- Деятельностный подход. В данном подходе, деятельность является – основой, условием и средством профессионального самоопределения и развития старшеклассников;
- Активизирующий подход. В данном подходе обучающийся является субъектом собственного профессионального самоопределения и развития;
- Развивающий подход. Тут происходит смена оказания помощи в конкретном профессиональном выборе на развитие тех качеств и умений, которые дают возможность в будущем самостоятельно строить и корректировать свой выбор с учетом изменений ситуации;
- Психологический подход. Данный подход предполагает построение профориентационной работы на основе психологических знаний о закономерностях процесса профессионального самоопределения и развития, о методах исследования личности и о методах коррекции личности;
- Возрастной подход. Происходит реализация профориентационной работы с учетом возрастного периода развития человека.
К тому же, выбор своей дальнейшей деятельности, в значительной степени определяется психологической готовностью старшеклассника к выбору профессии, а формирование такой готовности как раз и является одной из главных задач психолого-педагогического сопровождения.
Если говорить о психолого-педагогическом сопровождении, то, по-мнению Э.М. Александровской - это особый вид помощи обучающемуся, технология, предназначенная для оказания помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем, или в их предупреждении в условиях образовательного процесса [4].
М.Р. Битянова считает, что психолого-педагогическое сопровождение это система профессиональной деятельности психолога, направленная на успешное обучение и психологическое развитие ребенка в ситуациях взаимодействия [35].
Целью данного сопровождения является создание социально- психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения [3].
Теперь, рассмотрим, какие задачи решаются в ходе психолого- педагогического сопровождения[3]:
- Осуществление мониторинга развития индивидуально- личностных характеристик ребенка;
- Помощь / содействие ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации:
- учебные трудности;
- проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута;
- нарушения эмоционально-волевой сферы;
- проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами или родителями.
- Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении;
- Формирование способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению.
Практико- ориентированной задачей сопровождения становится внесение в образовательный процесс средств, помогающих раскрытию личности в различных видах деятельности, вхождение обучающегося в сложноорганизованное широкое социокультурное соответственно, восприятия им окружающего мира собственных ценностей. Если говорить о психолого-педагогическом сопровождении, то в профессиональном сопровождении старшеклассников присутствовать такие направления как [1, с. 868- 871]:
- создание условий, которые будут способствовать формированию у старшеклассников реального представления о своей личности, жизненных ценностях, способностях и возможностях;
- обучение старшеклассников способам самоанализа в решении проблемных ситуаций;
- объединение образовательного процесса с практикой профессионального самоопределения старшеклассников;
- организация индивидуальных маршрутов профильной подготовки старшеклассников с учетом их профессионального самоопределения;
- консолидация школы с высшими учебными заведениями.
Следовательно, можем сделать вывод, что психолого-педагогическое сопровождение это деятельность, которая направленна на решение индивидуальных проблем, а так же способствующая успешному профессиональному самоопределению и личностному становлению обучающегося.
На занятиях в профильных классах обучающиеся вникают в темы, актуализирующие поиск ответов на ряд вопросов: Что такое педагогическая
профессия? Каково ее место в мире других профессий? Что такое педагогическая деятельность? Какие требования предъявляются к учителю?
Какими качествами должен обладать учитель? Есть ли у меня нужные профессионально важные качества? Что необходимо сделать, чтобы развить эти качества? Могу ли я уже сегодня попробовать себя в роли учителя? и др.
В числе приоритетных мотивов посещения психолого-педагогических классов:
• возможность популяризации педагогической профессии,
• возможность делиться со старшеклассниками своим педагогическим
опытом,
• возможность повлиять на решение старшеклассников связать свою
жизнь с педагогической профессией и др.
Подавляющее большинство учащихся (82 %) единодушны во мнении, что
занятия в психолого-педагогических классах полезны для личностного развития, не зависимо от того, планирует выпускник связать свою жизнь с профессией педагога или нет.
Таким образом, школа находится в постоянном поиске инновационных
форм ориентации молодежи на педагогическую профессию.
2023/2024 учебный год станет ещё более ответственным, так как в текущем году состоялось открытие первых психолого-педагогических классов в Донецкой Народной Республике.
Мы, безусловно, находимся пока на этапе мониторинга и осмысления возможностей, которые происходят на данный момент. Однако, уже сейчас можно однозначно утверждать, что обучение в психолого-педагогических классах создает предпосылки для успешного приобретения будущими педагогами не только профессиональных компетенций, но и широкого спектра личностных, социально значимых компетенций. Школа и в дальнейшем будет совершенствовать работу по привлечению в педагогическую профессию лучших и мотивированныхобучающихся
Приказ о зачислении обучающихся в предпрофильные классы МАОУ СОШ № 31
Положение о психолого-педагогических классов